Гиперчувствительность зубов – причины патологии и способы ее устранения

На прием к стоматологам часто приходят люди, которые хотят получить ответ на вопрос, что делать при гиперчувствительности зубов и можно ли избавиться от нее навсегда. Прежде чем дать точный ответ, врач должен будет обследовать пациента и выяснить основную причину проблемы. Повышенная чувствительность возможна в любом возрасте, при современном уровне медицины справиться с патологией удается в большинстве случаев.

28.05.2023

Что можно считать гиперчувствительностью

Здоровые зубы – это отсутствие дискомфортных ощущений в любой момент жизни. Никаких болей и иных изменений в самочувствии не должно возникать и при приеме пищи. На отсутствие проблем указывает то, что человек во время еды покойно ее принимает, прожевывает и при этом может быть сосредоточен на разговоре, просмотре фильма, рабочих моментах. То есть его ничего не раздражает и не отвлекает.

На гиперчувствительность указывает появление кратковременных болевых ощущений в ответ на действие различных раздражителей. К их группе относят холод (продукты питания с низкой температурой или морозный воздух), кислые, слишком соленые или сладкие блюда, механическое воздействие, например, щетинками щетки во время чистки зубов.

Гиперчувствительность иначе называют гиперестезией. Интенсивность болей при такой проблеме колеблется от незначительного дискомфорта до резкой и продолжительной боли, вследствие которой трудно почистить зубы или прожевать пищу. Болевые ощущения могут быть локальными, либо охватывать весь зубной ряд. Их длительность в среднем 20-30 секунд.

Гиперестезия делится на 3 стадии:

• На первой чувствительность повышается только при употреблении холодных напитков, мороженого или чрезмерно горячих блюд;
  • На второй реакция появляется уже при изменении кислотности в ротовой полости – боли могут появиться при употреблении сладостей, слишком острой или соленой пищи;
  • На третьей стадии гиперестезия появляется даже при легком прикосновении к деснам и при воздействии пасты.

Обращаться к стоматологу лучше всего на ранней стадии появления гиперчувствительности, это позволит быстрее решить проблему и соответственно избежать осложнений.

Причины гиперестезии

Почему появляется чувствительность зубов у конкретного человека, врач скажет только после осмотра и диагностики. Но в основе патологии в основном лежит деминерализации или истончение эмали. Деминерализацией называют процесс патологического вымывания из поверхностного слоя кальция, в результате эмаль становится менее плотной. Чаще всего подобные изменения наблюдаются в шейке зуба.

Истончение эмали объясняется патологической стираемостью или образованием клиновидных дефектов. Более тонкая или менее плотная эмаль по сравнению с нормой не достаточно защищает дентин, в котором есть нервные окончания. В результате они реагируют на раздражители и появляются дискомфортные ощущения и боли.

Плотность эмали изменяется вследствие:

• Неправильного гигиенического ухода за ротовой полостью. Использование щеток со слишком жесткой щетиной и увлечение агрессивными методами отбеливания быстро приводят к повышенной истончаемости поверхностного слоя;
  • Механических повреждений. Дентин частично лишается защиты, если на зубе имеются трещины и сколы. Очень часто такие повреждения диагностируются у тех, кто любит разгрызать орехи и грызть семечки, открывать твердые крышки и упаковки зубами;
  • Наследственной предрасположенности. В ряде случаев патологическая стираемость зубов объясняется генетической предрасположенностью. Лицам с такими нарушениями для профилактики заболеваний и осложнений стоматолога желательно посещать как можно чаще.

Гиперчувствительность зубов может появиться на фоне вирусной инфекции, гормональных сбоев, заболеваний системы ЖКТ, гиповитаминоза. У женщин проблемы с зубами часто впервые появляются с началом беременности.

Что делать при повышенной чувствительности

При появлении дискомфортных ощущений в ротовой полости рекомендуется как можно раньше записаться на прием к стоматологу-терапевту. Врач проведет осмотр, выяснит основные причины повышенной чувствительности зубов и, отталкиваясь от этого, назначит терапию. В первую очередь при наличии кариеса, пародонтоза и других заболеваний нужно провести их лечение.

Пациентам с гиперестезией часто проводится реминерализующая терапия. Ее суть заключается в обработке зубов средствами, содержащими фосфор, кальций, фтор. После нанесения они встраиваются в структуру поверхности и укрепляют эмаль, делая ее менее чувствительной.

Пациентам с гиперестезией также рекомендуется использовать щетку только с мягкой щетиной и пасту, на которой есть пометка «для чувствительных зубов». Есть специальные ополаскиватели, снижающие чувствительность и гели с мазями, которые может подобрать врач.

При выявлении гиперестезии можно обратиться в «Профессиональную стоматологию Орловских». Наши врачи лечение каждому пациенту подбирают индивидуально, учитывая состояние полости рта, возраст и финансовые возможности.