Причины патологической реакции зубов на холодное и сладкое

Пациенты любого возраста нередко обращаются к стоматологам, когда очень сильно зуб реагирует на холодное и сладкое. Причины повышенной чувствительности связаны с множеством патологий. Чтобы подобрать подходящее лечение, необходимо в первую очередь выяснить, что вызвало проблему и есть ли выраженные отклонения в состоянии зубных единиц и тканей.

21.06.2023

Что приводит к гиперестезии

Повышенную чувствительность зубов в стоматологии называют гиперестезией. Патология проявляется кратковременной болью, возникающей в ответ на прикосновение к зубу сладких, кислых продуктов, слишком горячей или холодной пищи. Продолжительность дискомфорта зависит от времени контакта с раздражителем и чаще всего составляет не более одной минуты. Интенсивность болевых ощущений варьируется от совсем незначительных проявлений до резкой боли, заставляющей сразу же отказаться от еды.

Шоколад и лимон - повышенная чувствительность зубов

Основная причина появления реакции на температурные, химические и тактильные раздражители связана с нарушением целостности эмали. Главная функция здоровой эмали – защита от внешнего воздействия дентина, эта оболочка окружает пульпу зуба. В дентине есть мелкие канальцы, по которым к сосудисто-нервному пучку пульпы идут импульсы. Целая эмаль защищает дентин и пульпу, при появлении повреждений нервные окончания реагируют на раздражители, что и приводит к появлению дискомфортных ощущений.

Повреждения эмали, приводящие к гиперестезии, могут быть вызваны:

• Кариесом. Обычно чувствительность повышается уже на начальной стадии болезни;
  • Трещинами, сколами на эмали, кислотной эрозией;
  • Клиновидным дефектом;
  • Повышенной стираемостью эмали, что может быть обусловлено неправильным прикусом;
  • Пародонтозом, протекающим с оголением шейки зубов – в этом месте эмали нет;
  • Частым применением зубных паст, содержащих абразивные частицы;
  • Процессом отбеливания зубов – гиперестезия в этом случае рассматривается как осложнение.

Повышенная чувствительность зубов может быть также следствием системных заболеваний, хронических патологий ЖКТ, психосоматических расстройств. Что делать, если зубы реагируют на сладкоенужно решать совместно с врачом, так как без обследования ротовой полости нельзя выставить точный диагноз, а значит, все домашние способы устранения дискомфорта могут принести только временное облегчение.

Принципы лечения патологии

При появлении дискомфорта на сладкое, горячее или иные раздражители следует обязательно посетить врача. Даже если явной проблемы с зубами выявлено не будет, стоматолог сможет порекомендовать подходящую зубную пасту – выпускаются такие, которые применяются именно при повышенной чувствительности.

Лечение назначается в зависимости от диагноза:

• При выявлении кариеса и клиновидного дефекта зуб пломбируется. При глубоком поражении проводится чистка и пломбирование каналов;
  • Пациентам с неправильным прикусом предлагают коррекцию при помощи брекетов или других ортодонтических конструкций;
  • При рецессии десны на ранней стадии назначают профессиональную чистку с удалением зубных камней;
  • При сколах и трещинах выполняют художественную реставрацию с использованием композитных материалов;
  • Если гиперчувствительность появилась после отбеливания, то устранить ее можно реминерализацией или нанесением фторсодержащих средств.

Если никаких проблем с зубами стоматолог не выявил, а неприятные ощущения продолжают беспокоить, необходимо к обследованию подключить гастроэнтеролога, эндокринолога и врачей ряда других узких специальностей. Возможно, гиперестезия у таких пациентов связана с повышенной кислотностью желудочного сока, с авитаминозом, эндокринным нарушениями. Поэтому, что делать, если зуб реагирует на холодное, можно будет решить, только оценив результаты лабораторных и инструментальных анализов.

Подбор правильного лечения зубов

После успешного лечения необходимо сделать так, чтобы нежелательная реакция зубов на холодное, сладкое, кислое больше не беспокоила. Для этого нужно приобрести специальную пасту, щетку с мягкой щетиной и ополаскиватель с фтором. Нельзя грызть орехи и одновременно есть пищу с разным температурным режимом.

В профессиональной стоматологии «Орловских» работают врачи, способные быстро и правильно определить причину повышенной чувствительности. Стоматологи подбирают лечение индивидуально с учетом возраста и сопутствующих патологий. Наши врачи всегда могут дать подробную консультацию по поводу профилактики гиперестезии и других стоматологических проблем.