Микробиота – что определяет микрофлору ротовой полости

Знать, как бактерии влияют на здоровье зубов и на весь организм в целом, желательно каждому. Даже минимальные представления об особенностях микробиота помогают понять, как важно регулярно и правильно ухаживать за зубами, своевременно лечить стоматологические заболевания.

07.08.2023

Микробиота – что относится к норме

В полости рта, согласно исследованиям, обитает около 700 видов бактерий. Попадают они в эту часть организма из воздуха, вместе с пищей и водой, а также из внутренних органов. В полости рта идеальные условия для роста и размножения бактерий: температура в пределах 37 градусов, постоянная влажность, обилие остатков пищи. Способствуют развитию микроорганизмов и слабощелочная среда, наличие таких удобных для их проживания мест, как межзубные промежутки, складки в мягких тканях, десневые карманы. Максимальное количество бактерий скапливается на поверхности зубов – в грамме налета их содержится около 300 миллиардов.

Микробиом ротовой полости можно разделить на постоянный, непостоянный, заносной. В первую группу входят специфические, то есть характерные для такой микрофлоры виды бактерий. К непостоянным относят организмы, попадающие из носоглотки или, например, кишечника. Заносные – бактерии, попадающие в рот из окружающей среды.

Микробиота – что определяет микрофлору ротовой полости

Основной состав микробиоты постоянен, но количество микроорганизмов зависит от:

• Физических условий – рН, температуры;
  • Состава слюны и ее вязкости;
  • Состояния мягких тканей и слизистых оболочек;
  • Состава употребляемой пищи;
  • Состояния самих зубов;
  • Соблюдения правил гигиены.

На микрофлору влияют работа слюнных желез, процессы глотания и жевания, а также состояние иммунной системы.

Бактерии на слизистых оболочках образуют биопленку, она оказывает защитное воздействие и способствует расщеплению пищи. В микробиоте чаще всего встречаются стафилококки, стрептококки, вейлонеллы, актиномицеты, лактобактерии. Они полезны для зубов только в ограниченном количестве. Патогенное размножение таких бактерий, то есть дисбактериоз, становится причиной кариеса, гнойных инфекций, воспаления десен, языка, слизистых оболочек.

Причины нарушения микрофлоры полости рта

Нарушение нормального микробиома становится одной из основных причин десятков стоматологических заболеваний. Дисбактериоз на начальной стадии может явно не проявляться, но скрытые проблемы с зубами у пациента с этой патологией уже есть.

После изучения вопроса о том, что такое микробиота полости рта, можно сделать вывод о факторах, которые приводят к нарушению микрофлоры. Среди основных причин изменения можно выделить:

• Болезни органов пищеварительного тракта. Нарушение пищеварения сопровождается замедлением обменных реакций, в связи с этим ухудшается всасываемость полезных и биологически активных веществ, нарушается баланс кишечной микрофлоры, что негативно сказывается на состоянии всего организма;
  • Ухудшение иммунной защиты. Сбой в работе органов иммунной защиты повышает вероятность роста патогенной микрофлоры;
  • Отсутствие своевременного лечения кариеса и воспалений. Это приводит к тому, что инфекция распространяется на все оболочки, меняется состав микробиоты;
  • Увлечение курением или чрезмерное употребление алкоголя. Эти факторы негативно отражаются на функциях слюнных желез, в результате меняется состав слюны.

Микробиота – что определяет микрофлору ротовой полости

На микрофлору влияние также оказывают принимаемые нами пища, лекарства, недостаток витаминов. Меняется соотношение бактерий после установки протезов.

На дисбактериоз может указывать дискомфорт в ротовой полости, жжение, неприятный привкус. В запущенных случаях появляется плотный налет, десна начинают кровоточить, на языке и слизистых образуются язвочки. Нарушение микрофлоры может сопровождаться образованием «заедов» и трещин в уголках губ, отечностью языка, даже повышением температуры.

Для восстановления микрофлоры пациентам назначают санацию ротовой полости, обработку антисептиками и антибактериальными средствами. Для того, чтобы привести в норму баланс бактерий, может потребоваться прием иммуностимуляторов, витаминных комплексов, пробиотиков. Лечение каждому пациенту подбирают с учетом специфики выявленных изменений, возраста, особенностей питания.

Врачи «Профессиональной Стоматологии Орловских» могут рассказать о том, как бактерии влияют на десны и зубы, о мерах профилактики дисбактериоза. Наши стоматологи обнаружат нарушения микрофлоры на ранней стадии и подберут эффективный метод лечения.